Предисловие автора
Эта книга составлена на основе моих выступлений в церквях, на библейских конференциях, по американскому радио. Эти выступления касались разъяснений многих мест из Книги Иова.
Данное издание не является подстрочным объяснением Книги Иова. Мне хотелось аргументировать Книгу примерами из нашей жизни, так как и в прошлом и сейчас мы стоим перед величайшей христианской загадкой:
ПОЧЕМУ БОГОУГОДНЫЕ СТРАДАЮТ?
Буду счастлив, если Господь использует мой скромный труд для ниспослания благодати многим страдающим, чьи сердца разбиты, а глаза полны слез.
Олден Ганнет
Предисловие к русскому изданию
Почему мы решили издать эту книгу по-русски? Потому что в духовной литературе много книг о любви и счастье, и мало о страданиях Божьего творения — человека. А ведь наш мир можно сейчас назвать Островом страданий. Каждый день проливается кровь, плачут вдовы и сироты, люди кричат от физической и душевной боли, земля наполнена ненавистью, злобой и страданием.
Одна из книг Библии — Книга Иова — особенно близка измученному человечеству. Драма Иова может служить примером для многих из нас. Возможно, кто-то подумает, что вот, мол, автор американец, его стиль и приводимые факты мало интересны русскоязычному читателю. Мы думаем, что нет. Страдания могут быть вызваны разными причинами, но истоки их одинаковы. И одинаково горьки слезы людей во всем мире. И Бога можно увидеть из любой страны и говорить с Ним можно на любом языке. И с молитвой можно обнять ствол любого дерева, будь то калифорнийская пальма или подмосковная береза.
Михаил Моргулис
Введение
Почему богоугодные страдают? Если вы когда-нибудь задавались вопросом, как может милосердный, любящий Бог позволить, чтобы в вашей жизни произошла трагедия, если вы чувствовали удары, горечь, боль и печаль, то вам надо лучше узнать Книгу Иова.
Давайте с помощью этой Книги попытаемся понять, с какой целью Бог допускает страдания.
С первого взгляда история, о которой повествует Книга Иова, похожа на сказку, ибо как и сказка, она переносит читателя в далекие края, где происходят необычайные, счастливо оканчивающиеся происшествия.
Но здесь сходство кончается, и человек, который захочет чему-то научиться из Книги Иова, должен четко увидеть разницу между ней и сказкой.
В мире фантазии зло всегда наказано, добродетель торжествует, слабые защищены и всюду царит справедливость. Если сначала Книга Иова полностью соответствует этому старинному шаблону, то потом она рассказывает нам историю человека, который, хотя его чтили люди и Бог, страдает от зла, наносимого его владениям, семье и его собственному телу, причем наносимого без видимого повода.
Изучим эту книгу, Книгу Иова, которую многие считают величайшей из всех написанных книг, посмотрим, как она объясняет, почему и сегодня страдают многие люди, хотя они, подобно Иову, не заслуживают кары.
Книга Иова, возможно, древнейшая из библейских книг. Поскольку она не содержит ссылок на такие фундамен тальные понятия Ветхого Завета, как Шатер, Храм, Синайский закон, или Авраам и народ Израиля, многие ученые считают, что по времени эпоха Иова предшествовала появлению этих понятий.
Хотя автор Книги неизвестен, многие представители иудейского духовенства полагают, что ее написал Моисей. Похоже, что рассказ передавался из уст в уста, от поколения к поколению, до тех пор, пока Бог не пожелал включить ее вместе с другими книгами в каноническое Писание. Тот факт, что имя Иова упоминается и в других отрывках Писания в связи с Ноем и Даниилом (Иез.14:14,20), говорит о том, что Иов и его жизнь — не сказка, а действительная часть истории.
Доктор Дж. Кембелл Морган, занимаясь Книгой Иова, разделил ее на три части: пролог (1:1-5), драма (1:6-42:6) и эпилог (42:7-17).
Используя это деление, давайте вначале обратимся к прологу как к детальному описанию главных героев книги, героев драмы, столь важной для понимания великого вопроса, стоящего перед нами: "Почему богобоязненные страдают?"
Мера богобоязненного человека
Вначале важно отметить, что Бог Сам похвалил Иова как человека совершенного, честного, богобоязненного и ненавидящего Зло.
Слово "совершенный" в этом стихе используется не в современном смысле, а относится к человеку, ведущему добропорядочную, богоугодную жизнь. Иов был известен своей набожностью и пользовался таким уважением, что считался величайшим человеком своего времени (Глава 1, стих 3).
Запомним же эту высокую оценку Иова, потому что именно его, совершенного и честного человека постигли несчастья.
Пустота бездетной женитьбы
Во 2 стихе говорится, что "родились у него (Иова) семь сыновей и три дочери".
Меня огорчает, когда, беседуя с людьми, я обнаруживаю, что они не хотят создавать семью. Я когда-то был знаком с одним братом, который, казалось, утратил сочувствие к людям, хотя и работал с молодежью. Это меня опечалило, и все же я долго не мог понять, в чем заключается его беда, пока однажды во время беседы, он не сказал между прочим, что они с женой не хотят иметь детей. Это было ключом к пониманию ожесточенности молодого человека.
Братья, Бог и поныне хочет, чтобы у Его детей были семьи. Когда я пишу молодым людям, чья жизнь — впереди, я призываю их найти в Библии, что говорит Бог о женитьбе.
Многим легко принять современный образ мышления, который поощряет сожительство без принятия ответственности за будущее. Но, несмотря на то, что это сейчас — частое явление, помните, молодые люди, это противоречит Библии. Я человек, и поэтому не могу для каждого из вас определять Господню волю, но я призываю вас понять с помощью Библии, какая радость — иметь христианскую семью, ибо только тогда Бог благословит ваш дом и будет учить и наставлять вас.
Богатство и Бог
Иов был состоятельным человеком. "Имение у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока". Иов — библейский пример богобоязненного и состоятельного человека. Он, как и Авраам, получил большие материальные блага от Бога.
В этом — ответ на вопрос, который задают сейчас многие люди: "Грех ли быть богатым?" Дело не в греховности богатства, а в том, как люди этим богатством распоряжаются.
Павел советовал Тимофею: "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровища, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1Тим.6:17-19).
К сожалению, обычно именно бедные люди бывают самыми щедрыми. Я вижу это очень часто. И все же слово "щедрость" относится и к богатым. Поэтому я призываю вас, для вашего же собственного блага, всегда использовать богатство во славу Божью. Как учил Павел, будьте готовы поделиться и помочь другим тем, что Бог дал вам.
Заботливый отец
В 4-м и 5-м стихах первой главы Бог показывает нам глубину набожности Иова: "Сыновья его сходились, делая пиры и каждый в своем доме в свой день, и посылали, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни".
Вот человек, который постоянно молился о своей семье и серьезно относился к семейным обязанностям, человек, встававший ежедневно, чтобы в молитве и в почитаниях привести своих детей к Богу.
И именно он был осужден на страдания.
Начало драмы
Драма, начинающаяся с шестого стиха первой главы, разворачивается в трех планах: между Иовом и сатаной, между Иовом и его друзьями, и, наконец, между Иовом и Иеговой. Сначала рассмотрим отношения между Иовом и сатаной.
Действие начинается в небесах, а затем переходит на землю. "И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана" (стих 6).
(Заметьте, что сатана имеет доступ к Богу.) "И сказал Господь сатане..." (стих 7).
Важно отметить, что именно Бог начинает это испытание: "И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: Я ходил по земле и обошел ее" (стих 7).
Наговор сатаны
"И сказал Господь сатане: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" (стих 8), но Иов никогда не узнает об этом при жизни. Бог не открывает Иову, что он — идеал честного, верующего человека в повседневной жизни и в трудный час испытаний.
Сатана парирует: "...Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле" (стихи 9-10).
Дьявол знал, что Бог окружил Иова заботой и защищает его так же, как и сегодня защищает Он Своих детей. (У меня четверо детей и восемь внуков, и я благодарю Бога за эту защиту. Какая радость для меня, иногда находящегося за тысячи миль от дома, знать, что моя семья молится. И я знаю, что она защищена Богом. Хвала имени Его!).
В одиннадцатом стихе сатана бросает вызов: "Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?". По существу, он говорит: "Ты слишком веришь этому человеку, Иову. Он служит Тебе только потому, что хочет что-то получить от Тебя". И на эту первую атаку Господь отвечает: "...вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" (стих 12).
Господь дает сатане полную свободу в отношении Иова: Он отдает ему все владения Иова, все, что принадлежит Иову, все, за исключением жизни. И помните, Иов ничего не знает об этом разговоре.
Это разрешение Творца на испытание создания Его рук. Иегова не указывает, что должен делать сатана, но хозяин положения — Он. Бог говорит: "Ты можешь дойти до сих пор, сатана, но не дальше". И сатана знает свои границы.
Начиная с 14-го стиха, действие вновь перемещается с небес на землю. Иов — дома, и к нему приходит слуга со страшной вестью: "Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе" (стих 15).
В то время, как он говорит все это Иову, прибегает другой вестник: "...огонь Божий упал с неба, и опалил овец и отроков, и пожрал их, и спасся только я один, чтобы возвестить тебе" (стих 16).
Появляется третий слуга и сообщает: "...Халдеи расположились тремя отрядами, и бросились на верблюдов, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе" (стих 17).
Разорившиеся и потерявшие детей
Иов — сегодня мы назвали бы его миллионером — за один день потерял все, чем он владел.
Я хорошо помню крах 1929 года и годы депрессии, когда мы зачастую ели овсянку трижды в день. Мы выжили, благодарение Богу, но многие понесли тяжелые финансовые потери. Наш сосед, живший на противоположной стороне улицы, был одним из множества людей, потерявших все, и горечь этого краха оставалась в нем до самой смерти.
В таких же обстоятельствах мы видим Иова, человека, который, как и мы, привязан к своему состоянию, как и мы, не защищен от горечи потери.
Стихи 18 и 19 продолжают рассказ о трагических событиях. Не успел закончить третий слуга, как входит еще один и сообщает: "...сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе". За один день Иов потерял десять детей.
Несколько лет тому назад я был в одном городе на востоке страны, когда там внезапно умерла пятнадцатилетняя девочка. Как можно было ожидать это потрясло весь город, но, конечно, больше всего были потрясены родители.
А Иов потерял семерых сыновей и трех дочерей!
Почитание Бога в беде
Ответ Иова в стихах 20-22 кажется невероятным: "Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге".
Вы спросите, как Иов смог так ответить? Мыслимо ли для вас и для меня так почитать Господа в столь тяжелый час испытания?
Будучи подростком, служа Господу, я хорошо узнал евангелизм.
Однажды воскресной ночью мы были в маленькой церкви графства, где один прихожанин рассказал о своей семилетней дочери, недавно умершей от рака. Он провел с ней много часов, читая Слово и молясь. Затем, осознав, что Богу пришла пора забрать ее домой, он взял дочь за руку, и смотрел, как она умирает.
После этого он сказал то, чего я никогда не забуду: "Я упал на колени у ее постели и поклонился Господу и поблагодарил Его". Этот отец мог сказать вместе с Иовом: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно".
Вспомните трагедию, пережитую Библейским колледжем в городе Теккоа Фоллс штата Джорджия, когда тридцатифутовая стена воды пробила ночью плотину и тридцать шесть человек погибло. Будь там наши дети, смогли бы мы сказать: "Благословенно имя Господа"?
Но несмотря на весь ужас положения Иова или человека, сидящего у постели умирающей дочери, они ни на миг не забывают, что Бог управляет делами людей, что Он — любящий и справедливый Бог, верный Бог, всемогущий правящий Господь. Именно веруя в это, и смогли они воскликнуть: "Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно".
Похвала Бога
"Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа, между ними пришел и сатана предстать пред Господа" (2:1).
В этой сцене, второй, происходящей на небесах, Бог спросил сатану: "...откуда ты пришел?" И сатана вновь ответил: "Я ходил по земле, и обошел ее" (2:2). "И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности, а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно" (стих 3).
Какая похвала из уст Бога, особенно после того, как Иов в один день потерял все свое состояние и десятерых детей, и это, не забудьте, был не тот милостивый век, в котором живем мы с вами.
Заслуживаете ли и вы такой похвалы? Вряд ли. Вряд ли заслуживаю ее и я — я не вел себя как Иов, хотя мои испытания были несравненно меньше.
Болезнь Иова
Вторично нападая на Иова, сатана говорит Господу: "...кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него, но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?" (стихи 4-5).
Итак, сатана вновь предлагает Богу испытать Иова, ибо уверен, что Иов проклянет Его и потеряет веру. И Господь отвечает: "...вот, он в руке твоей" (2:6). Но передавая сатане все больше власти над Иовом, Он повелевает: "...только душу его сбереги".
Родители-христиане, позвольте мне вновь напомнить, что Бог защищает верящих в Него и что дьявол знает это. Пусть эта истина вдохновит вас на моления за ваших детей. Ищите их духовного и вечного блага, и в поисках помощи в духовных делах, вы найдете успокоение в Господе. И хотя ваши дети выросли в этом порочном мире, сатана знает, что они находятся под защитой Бога и бессилен повредить им.
Далее действие переходит с небес на землю (стих 7). Сатана вновь посещает Иова. На сей раз он с головы до ног поражает Иова проказой. Проказой настолько ужасной, что Иов вынужден скоблить себя черепицей, мы видим его сидящим среди пепла — положение, символизирующее глубокую скорбь.
Какая символическая сцена! Иов, которого когда-то считали величайшим человеком на земле, превратился в скорбящего, разбитого человека, сидящего среди пепла. Его богатство ушло, дети убиты, а тело поражено страшной болезнью. Вы чувствуете, что ему как воздух нужно какое-то ободрение.
Слова сомнения
В это самое время появляется жена Иова, до сих пор на удивление молчаливая: "И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей!" (2:9). В стихе третьем Бог похвалил Иова перед сатаной, сказав: "Он доселе тверд в своей непорочности". Жена Иова, конечно, ничего не знает об этой беседе но, как не удивительно, использует не только слова Бога о ее муже: "Ты еще тверд в непорочности твоей!", но и слова сатаны: "Похули Бога и умри".
Печально, что эти слова сомнения Иов услышал в то время, когда он больше всего нуждался в поддержке жены. Он резко отвечает ей: "...ты говоришь, как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (стих 10). Но семя сомнения посеяно в его сердце именно женой.
Чему учит нас Господь на примере жены Иова? По-моему, очень важно то, что ее имя совершенно не упоминается в первой главе. Конечно, потеря всех владений повлияла на нее. Я уверен, что она очень любила свой дом, ведь благодаря богатству своего мужа она, наверное, владела прекраснейшими вещами и верными слугами. Все это ушло и, конечно, она была также опечалена, как и ее муж.
Но главное, что эта женщина, мать десятерых детей, потеряла их всех. Почему же в первой главе ее имя даже не упоминается?
Скорее всего жена Иова любила Господа и, возможно, вносила духовный вклад в семью, как и Иов. Обыкновенно так и бывает: рядом с богоугодным мужем стоит богоугодная жена. Но когда разразилась трагедия, она призвала мужа проклясть Бога и умереть. Возможно, она не могла вынести, что ее муж в дополнение к другим страшным утратам страдает и телесно. Или, возможно, скорбь переполнила чашу ее терпения. Что бы ни было причиной, жена Иова, хоть и не умышленно, оказалась в союзе с сатаной, ибо позволила себе стать игрушкой в руках дьявола по отношению к самому близкому человеку, ее мужу.
Но перед тем как кончить разговор о ней, спросим себя: "Что должна была сказать она? Что она должна была сделать?"
Богоугодная жена
Во второй главе Бытия, стихи 18, 19, 21-24, мы узнаем цель Бога, когда Он создавал женщину: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята or мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть".
Почему Господь создал женщину для мужчины? Для помощи ему. Мужчина нуждается в женщине, стоящей у его плеча, разделяющей ответственность и помогающей ему в осуществлении Божественного плана... Она должна была сказать: "Дорогой, я понимаю это не больше, чем ты. Мое сердце разбито, как и твое. Я тоже блуждаю во тьме. Но наш Бог — всемогущ, и все это произошло потому, что Он разрешил это. Мы должны доверять Богу, ибо в этом есть Божественная цель". Вместо того, чтобы поддаться искушению отчаяния, ей следовало поддержать своего мужа.
И поверьте, вашу роль, роль христианских жен сегодня, трудно переоценить, потому что поддержка, оказываемая вами мужу, помогает ему во всех его делах. Поэтому я призываю вас, дорогие жены, ободрять и поддерживать своих мужей. Помогайте им. Будьте помощью, будьте — "предназначенными для помощи".
Те слова, которые мы слышим от жены Иова: "Ты все еще тверд в непорочности твоей?", наносят Иову решающий удар. Он потерял не только свое состояние, детей и здоровье, но и поддержку жены.
Три утешителя
Трое друзей Иова, получив известия о его страданиях, приходят к нему (2:11-13): "...и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И, подняв глаза свои издали, они не узнали его, и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико".
Эти трое друзей пришли утешить Иова, который так изменился физически, что они не узнали его. К тому же у них не нашлось слов, способных уменьшить его горе, и поэтому все, что они могли сделать — это молча сидеть рядом с ним семь дней и ночей.
Иногда для успокоения нужна тишина и просто присутствие кого-то поблизости. Чаще, однако, тишина проистекает от бедности слов или от страха увеличить страдание. Друзьям Иова ситуация показалась настолько тягостной, что они не нашли слов утешения. Сегодня, однако, Господь благословил нас записанным Божьим Словом, законченным Писанием, которое помогает нам найти утешающие слова, подходящие к любой ситуации.
Вы видели когда-нибудь, что происходит на похоронах? Музыка часто вызывает слезы; чтение Слова осушает их. Почему? Потому что Слово всегда направляет Его милость сердцам, нуждающимся в ней. Мать моей жены была мне дорога, как родная. Она много раз говорила, что хотела бы, чтобы я читал Слово на ее похоронах. До начала службы я плакал вместе с другими. Но когда началась служба и пастор стал читать Писание, слезы высохли. Да, мы ценим, когда нас ободряют друзья, но в конечном счете только Слово Бога-утешителя приносит истинное утешение разбитым сердцам.
Много лет назад, будучи молодым проповедником, я попросил у друга-пастора совета — что сказать скорбящим, когда умирает любимый родственник. И он дал мне один из самых ценных советов в моей жизни. Он сказал: "Просто приведите их к Богу". А как это сделать, спросите вы? Словом и молитвой.
Река скорби и море горечи
В третьей главе скорбь нарастает, Иов плачет: "...погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: "зачался человек!" День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!.. Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?" (1, 3, 4, 11). Когда Иов задает этот вопрос — Почему? — горечь его растет.
Семя сомнения, брошенное женой, дает ростки, и Иов собирает урожай скорби и отчаяния. Послушайте, как он продолжает сетовать (стих 25): "Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне".
Проблема Иова, которая так часто бывает и нашей проблемой, заключается в том, что его глаза не видят Бога, а видят лишь себя. Подобно Петру, идущему по воде, он отвратил глаза свои от Господа и начал тонуть.
Иов тонет в море горечи.
Несколько лет тому назад умер мой знакомый в Далласе и меня попросили служить на его похоронах. За день до похорон я пришел к семье покойного, чтоб донести до нее слова утешения из Писания. Когда мы вместе читали Слово, сестра вдовы спросила меня: "Почему Бог отнял моего брата возлюбленного?" Вся горечь, накопившаяся в ней, вышла наружу в то время, когда она повторяла: "Почему? Почему? Почему?" Подобно Иову она отвратила глаза свои от Господа. Если вы, христиане, переполнены скорбью и начинаете выплакивать горечь души своей, вы тоже отвращаете глаза от Господа.
Наконец, Иов достигает предела подавленности (стихи 23-26): "На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода. Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастие". Сказав это, он показал, что не достиг духовной зрелости. Сатана отнял его добро, послал физические мучения, он испытывал, действуя через жену, и терзаниям его не было предела. Измученный Иов вопрошает: "Придет ли этому конец?"
Не так ли чувствуете себя и вы, когда не видите света в конце туннеля? С горечью в душе вы жалуетесь на Бога, говорите: "О, Бог, если Ты — любящий Бог, почему Ты позволил, чтобы это случилось со мной? Почему Ты отнял моего мужа? Почему у меня артрит? Почему не защищены мои дети? Почему моя жена развелась со мной?" Вы говорите, как Иов и как Петр в Новом Завете, когда он отвратил свои глаза от Бога и стал тонуть. Но Бог услышал его крики и спас его. Он услышит и ваши крики и спасет вас от сомнений и горечи, если вы через Слово и молитву, вновь обратите взор к Господу.
Я знаю человека, чья жена больна пять лет. Она в таком состоянии, что, как думают врачи, Господь может взять ее к Себе в любой момент. Недавно этот прекрасный муж-христианин сказал мне: "Моя жена и я не спрашивали Господа ни о чем в течение этих пяти лет. Почему? Мы знаем, что Он — Бог, и Он — Господин. Мы знаем, что Его воля — лучшая, и, скорбя, мы принимаем это испытание от Него". Радостно слышать ободряющее свидетельство этой пары, терзаемой, но торжествующей, потому что эти люди научились смотреть на Бога, а не на себя.
После отчаянных слов Иова: "Почему я был рожден?" — трое друзей, пришедших утешить его, и проведших семь дней в молчании, начинают говорить. Каждый друг говорит трижды, за исключением Софара, который говорит только раз.
Елифаз начинает первым.
Елифаз: грех рождает страдания
В четвертой главе Елифаз спрашивает Иова: "...Если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? впрочем кто может возбранить слову! Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колена ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог, коснулось тебя, и ты упал духом" (ст. 2-5).
Отец моей жены внезапно скончался от сердечного приступа. И как многие из нас, ее мать немедленно поддалась скорби. Вскоре вокруг нее собрались друзья, и одна женщина, учившаяся с ней в Библейском классе, сказала ей: "Мэри, вы передали милость Бога другим". Это все, что она сказала, и это все, что ей нужно было сказать. Моя теща поняла упрек, и прониклась милостью Божьей.
В нашей драме Елифаз вначале говорит правильно, пытаясь ободрить Иова и даже бросить ему вызов, однако внезапно смысл его слов меняется. "Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?" (4:6-7).
Обратимся теперь к пятой главе, стих 17, где Елифаз продолжает: "Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай". Елифаз высказывает свою точку зрения, а по существу точку зрения всех троих друзей: причина всему — грех Иова, страдание — наказание Божье.
Не правда ли, эти слова кажутся нам хорошо знакомыми? Прошло столько веков, а до сих пор много церковных деятелей настаивают на том, что все проблемы христианина — следствие греха. Бог дал нам Книгу Иова, чтобы среди прочего исправить это ложное учение.
Разумеется, Библия учит, что человек может быть наказан за грехи свои, однако не только за грехи он может принять испытания. Иов, а также Павел (2Кор.12) — классическая иллюстрация этому.
Страдание не всегда следствие греха. Трудности не всегда возникают из личной неудачи. Хотя и верно, что "...Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр.12:6), то же наказание следует, когда кто-то грешит. Однако в случае с Иовом Бог говорит о нем, как о человеке совершенном, богобоязненном и далеком от зла. О, скольким христианам был нанесен удар в их отношениях с Богом потому, что искренний друг ошибочно посоветовал: твоя беда — лишь результат греха, хотя дело было совсем не в этом.
В шестой главе Иов отвечает Елифазу: "...О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы" (6:2-3).
Вы когда-либо брали на лопату мокрый песок? Иов сказал, что его ноша — потеря состояния, семьи, здоровья, поддержки жены — подобна песку на плечах, тянущему вниз. Бог против меня, плачет он. "Ибо стрелы Вседержителя во мне, "...ужасы Божии ополчились против меня" (6:4).
В седьмой главе стенания Иова продолжаются: "Не буду же я удерживать уст моих, буду говорить в стеснении духа моего, буду жаловаться в горести души моей" (стих 11). Бог избрал меня для испытаний, решает Иов. Отсюда он заключает (стих 21): "ибо, вот, я лягу в прахе, завтра поищешь меня, и меня нет".
Иов ждет смерти.
Вилдад: лицемерие ведет за собой беду
Вилдад, второй друг, в восьмой главе, пытаясь объяснить происшедшее с Иовом, также обвиняет его в лицемерии. Вилдад утверждает следующее: "Иов, ты кажешься себе чистым и правым и жалуешься Богу, но Бог не может "извращать суд". Разве ты не сознаешь, что "надежда лицемера погибнет?" (стих 13).
Иов отвечает Вилдаду в девятой главе: "Правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? Он передвигает горы, и не узнают их; Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один распростирает небеса, и ходит по высотам моря; сотворил Ас, Кессиль и Хима и тайники юга; делает великое, неисследимое и чудное без числа! Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется, и не замечу Его. Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: "Что Ты делаешь?" (стихи 2-12).
Иов начинает думать в правильном направлении. Его разум, как мы только что видели, сосредоточивается больше на Боге, чем на себе. Он вновь ощущает величие Бога. И Иов заключает: "Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением" (10:15).
Софар: грехи перевешивают наши страдания
Далее Софар, чьи размышления также весьма упрощены и резки, обвиняет Иова: "...тебе вдвое больше следовало понести!" (11:6).
Словом, согласно Софару, Иов еще не испытал всего наказания, которого он заслуживает. К этому моменту Иов — кажется, загнан в тупик. Трое его друзей, пришедших его утешить, только ухудшили дело своими обвинениями; Иову кажется, что ни от кого нет ему поддержки. В отчаянии он вопиет (13:15): "Вот, Он убивает меня: но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!" Иов все более и более приближается к верному пути, но в то же самое время по-прежнему пытается вызвать к себе жалость.
В Иове борются вера в Бога и человеческая слабость. Он много лет знает Бога и это помогает его вере. Но разум его продолжает метаться: только что он защищал лишь себя самого, а через минуту — верит одному Богу. Смятение, от которого он страдает, растет по мере развития событий, пока Иов не вскрикивает в отчаянии: "Есть ли надежда у меня?" "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (14:14).
Затем Елифаз начинает свою вторую речь: "Тебя обвиняют уста твои, а не я..." (15:6). От обвинений в "общей греховности" друзья Иова приходят к домыслам и намекам, когда Елифаз говорит, что Иов "...пьющий беззаконие, как воду" (15:16).
Глубоко взволнованный Иов опровергает: "...жалкие утешители все вы" (16:2), "И ныне, вот, на небесах, Свидетель мой... Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое" (стихи 19-20). Затем в одном из самых трогательных моментов драмы Иов восклицает: "О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим" (16:21). Другими словами, давайте прекратим эту беседу и помолимся!
Да, к сожалению, можно сказать, что слишком часто мы унижаем наших близких, тогда как гораздо больше помогло бы наше совместное обращение к Богу.
В то время, как друзья продолжают "утешать" Иова, Вилдад спрашивает, почему тот не хочет их слушать. Ответ очевиден: после того, как Вилдад повторяет свой упрек: "Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его" (18:5).
Иов отвечает: "...Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?" (19:2). Если мы наносим кому-то обиду несправедливыми и ложными обвинениями, то пусть эти слова возникнут в нашем сознании и никогда не забываются.
В 19-й главе Иов, остро ощущая бессилие людей в их оценке событий, вновь возвращается с полным доверием к Богу. Это доверие дает ему страстную надежду на конечную Божью справедливость. Он обращается к своим друзьям: "...знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью" (стих 6).
Дальше Иов говорит (стихи 25-27): "А я знаю. Искупитель мой жив..."
В данном контексте из-за общего направления беседы и предшествующих стихов слово "искупитель" (goel — на иврите) лучше перевести как "победитель", а также в том смысле, что "Спаситель его чести живет" для того, чтобы исправлять его заблуждения и мстить за его раны. Иов надеется, что "...Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога".
Тем не менее, важно не упустить основного — Иов прошел гигантский и тяжелый путь к Богу!
В двадцатой главе Софар, третий друг, во второй, и последний раз, обвинил Иова в лицемерии: "Веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна..." (20:5).
Как ни прискорбно, но в глубине сердца Софар разбирался в своем друге Иове, не правда ли?
В ответ Иов опять спрашивает Софара: "Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?" (21:7). Он спрашивает: "Почему они преуспевают, когда страдают праведники?" Он кричит: "Дайте мне ответ и я не буду более вопрошать".
Главная атака
Елифаз и Вилдад вновь начинают говорить, и Елифаз в своих словах переходит от предположений и намеков к прямым обвинениям в непрекращающихся и больших грехах. Его речь полна необыкновенных нападок: "Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев своих ни за что, и с полунагих снимал одежду... голодному отказывал в хлебе... вдов ты отсылал ни с чем..." (22:5-9).
Неудивительно, что после всей этой несправедливости Иов отвечает: "Еще и ныне горька речь моя; о, если бы я знал, где найти Его" (23:2-3). Мысль о Боге утверждает Иова в желании быть с Богом: "Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил, и не уклонялся, от заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила" (стихи 10-12).
Разве вы не чувствуете в этих словах страшную сокрушенность и одновременно трепетную хвалу в адрес Господа. В голове и в сердце Иова сосуществуют два глубоких чувства: человеческое страдание и жажда веры в Бога живого.
Последним говорит Вилдад. Его слова пронзают сердце Иова: "И как быть человеку правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль" (25:4-6). Как чудовищно несправедливо!
Иов отвечает вновь, на сей раз обстоятельно (глава 29), вспоминая добрые старые дни, когда Бог хранил его, когда его уважал стар и млад, когда он был глазами слепому и ногами хромому, когда он жил, как царь.
"А ныне, — добавляет он, — смеются надо мною младшие меня летами..." (30:1). После такого разговора боль только усугубляется.
Из этой драмы можно извлечь важный урок. Трое друзей, пришедших к другу в беде, желая помочь ему, не могут этого сделать. Они хотят быть духовными исцелителями, но они не могут понять боль Иова, потому что они недостаточно хорошо знают Бога. Они не могут оказать помощь, и Иов справедливо называет их "плохими врачами", ибо единственный способ помочь Иову — привести его к Богу, а их "духовные лекарства" — бессильны.
Я помню женщину из церкви моего родного города Женевы (штат Нью-Йорк), женщину, которой по крайней мере 40 лет, а ум ее — на уровне семилетней. Причина в том, что кто-то прописал ей не то лекарство. Какая трагедия! Взрослая женщина страдает всю жизнь из-за того, что кто-то, подобно друзьям Иова, либо поставил неправильный диагноз, либо прописал не то лекарство.
Возблагодарим же Господа, возлюбленные, за то, что в нас сегодня присутствует Святой Дух, и что у нас есть Книга, полная правильных ответов — Откровение Слова Божьего, дающее нам способность отвечать на нужды других и прописывать больным верное лекарство. Благодаря этому мы можем быть хорошими "врачами", принося бальзам страдающим душам, подобно душе Иова.
Итак, Иов идет от отчаяния к все большей вере в своего Бога, и это бесконечно важно как для него, так и для нас, ибо мы тоже осознаем, что именно этой перемены в человеческих душах ждет Господь.
Он хочет, чтобы мы прошли через все испытания с победой, желая вместе с апостолом Петром: "...Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (состояние, семья, здоровье или постоянное страдание — О.Г.), к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа..." (1Пет.1:7). И чтобы сказали мы с Иовом: "Убей Он меня — я Ему доверюсь".
Он хочет, чтобы глаза Иова и наши глаза были устремлены только на Него.
Свет в конце тоннеля
Тогда трое друзей молчат и Иов в последний раз пытается оправдать себя, в разговор вступает молодой человек по имени Елиуй.
Об этом юноше существует два мнения. Одно — что он выскочка, который не может внести никакого вклада в спор. Другая позиция, на которой стою и я и которую, как мне кажется, точно отражает сам текст, заключается в том, что Елиуй — человек, которого звал Иов и следовательно, вестник, посланный Господом.
Сперва Елиуй указывает Иову на главную ошибку — оправдание себя и осуждение Иеговы: "...Бог выше человека, — говорит Елиуй — для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих" (33:12-13).
Затем, Елиуй напоминает Иову, что Бог действительно открывается людям "...во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление..." (33:15-16).
Дорогой читатель, помните, что Господь говорит с нами в видениях и снах (так же, как через Писание). У Него есть слова утешения для вас в час вашей глубокой скорби.
Бог милостив
Утешая Иова, Елиуй говорит далее о трех величественных атрибутах Бога. Первый — Бог милостив, и этим испытанием преследует некую цель.
Иов вначале утверждал, что Бог к нему несправедлив, трое друзей утверждали, что цель Его — наказание, и вот является Елиуй, посланник Божий, с откровением — цель Бога милость!
В Послании к Римлянам (Рим.8:28), Павел говорит: "...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу...". Какова же цель Бога? Павел открывает ее в своем следующем стихе: "...быть подобными образу Сына Своего". Следовательно, испытания даются нам для того, чтобы исполнить Его милостивые цели в нашей жизни.
Бог — милостив! Утешающие слова Елиуя напоминают мне о истории Иосифа, ненавидимого и проданного своими братьями в Египет, брошенного за решетку по ложным обвинениям жены Потифара и затем забытого фараоновым виночерпием. И все же, несмотря на все испытания, Иосиф мог сказать своим братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог... вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро..." (Быт.45:7-8; 50:20).
Дорогие христиане, Бог хочет, чтобы вы и я были больше похожи на Его Сына. И чтобы совершить это, Он иногда проводит нас через испытания, подобные тем, которые выдержал Иов. Но жало страданий перестает мучить нас, когда мы поднимаем глаза и смотрим в лицо нашему любящему Небесному Отцу и говорим вместе с Елиуем: "Бог—милостив!"
Бог справедлив
Второе откровение Елиуя так же утешает, как и первое: "Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда" (34:12). Твой Бог, продолжает Елиуй, на протяжении всех твоих испытаний не только милостив, но и справедлив.
Вы, современный страдающий святой, действительно ли вы верите в то, что Бог, Который послал Своего Сына умереть за вас, справедлив в Своих отношениях с вами? Сегодня? Всегда?
Помните ли вы рассказ о том, как Бог явился Аврааму и Сарре с тем, чтобы подтвердить данные им обещания? В связи с этим, Он также поделился с Авраамом Своим замыслом разрушить погрязшие в грехе Содом и Гоморру. Но Авраам молит Господа не осуществлять Своего плана, если в этих городах найдется хотя бы пятьдесят праведников.
Его мольба подобна мольбе Елиуя: "Разве не прав Судья всей Земли?"
Друг-христианин, сомневались ли вы когда-нибудь в искренности Бога? Размышляли о том, справедлив и правдив ли Бог? Какова бы ни была ноша ваших лишений, не забывайте, что Писание и история свидетельствуют — проблема не в Боге. Он милостив. Он праведен.
Таким образом, Его милостивые и праведные цели — наше добро и Его слава, но порой для достижения их нужно пройти через испытания и страдания.
Бог всемогущ
"Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостию сердца" (36:5). "Господь Бог Всемогущ", говорит Елиуй.
Он не оставляет Своей милостью ни Иова, ни нас. Через века звучат слова апостола Павла, служащие ободрением поколебленным сердцам: "...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор.12:9).
Можете ли вы поверить, что через несколько часов после того, как я отучал сына от глупой забавы убирать стул из-под его сестры, я неожиданно решил сам так "пошутить" и сделал то же самое в нашей церкви. В результате, один мой приятель тяжело "приземлился" на цементный пол и хотя он улыбался и пытался уверить меня, что все хорошо, на душе моей было неспокойно.
На следующий день позвонила его жена и сказала: "Пастор, я хочу вам сказать, что мой муж провел бессонную ночь, поскольку его спина так опухла, что невозможно даже сделать рентген, и доктор говорит, что повреждение может остаться на всю жизнь".
Моя жена говорила, что я побледнел и испарина покрыла мой лоб. Что я мог сделать? Я упал на колени, подобно Петру, горько плакал и молил всемогущего Бога о милости и сострадании. И я оставался на коленях перед Господом, пока Он не принес мир моему сердцу.
Через два или три дня телефон зазвонил вновь. На сей раз жена моего приятеля с радостью сообщила, что рентген сделали, и врач обнаружил причину сильной боли в спине. Это был ушиб. Требовалось всего несколько простых упражнений, чтобы полностью восстановить здоровье.
Возлюбленные, Бог — милосерден. Бог — праведен. Бог — всемогущ. Ему мы можем вверяться всегда и во всем. В большом и малом.
Бог всеведущ
Теперь уже искушение сатаны бессильно перед Иовом. Его вера выросла настолько, что он может сказать о Боге: "Убей Он меня — все же доверюсь Ему". Но дело обращения сердца Иова к Богу еще не закончено. Елиуй начал этот процесс; Господь Сам завершит его.
По мере того, как мы движемся к кульминации этой волнующей драмы, Сам Бог дает окончательный ответ на вопрос: "Почему страдают богоугодные люди?" Этот вопрос настолько важен для Него, что Он хочет лично говорить с Иовом, чтобы ответить ему и нам.
"Господь отвечал Иову из бури и сказал: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне..." (38:1-3). Мол, ты, который говоришь, что знаешь все, отвечай, если можешь, на Мои вопросы... "где был ты, когда Я полагал основания Земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь?" (38:4-5).
Иов, "нисходил ли ты во глубину моря, и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?... Объясни, если знаешь все это" (38:16-18). "Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?" (38:22-23).
Вспомните, как записано в Книге Иисуса Навина — во время войны больше людей было убито градом, ниспосланным Богом, чем мечом.
"Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его?" (38:28-29).
"Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его — ужас!.. Твоею ли мудростию летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале, и ночует на зубце утесов и на местах неприступных. Оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко. Птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он" (39:19-20, 26-30).
Тут заканчивается удивительная серия вопросов Господа и Он задает самый важный вопрос: "...Будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему" (39:32).
"И отвечал Иов Господу и сказал: Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?" (39:33-34).
Этими вопросами Бог красноречиво демонстрирует Иову всю полноту могущества Своей мудрости, воплощенной в Его творениях. Он открывает Свое всезнание, и это заставляет Иова еще раз раскаяться.
Бог всемогущ
Вновь Господь обращается к Иову и говорит: "...Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога?" Если так, "Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя" (40:2-4,9). Иегова призывает Иова надеть царские одежды, одежды всемогущего, Бога. Он говорит: "Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их" (40:7). Очевидная невозможность этого показывает Иову всю бессмысленность его претензий. А Господь требует ответа. Как, на каком основании можешь ты вопрошать и осуждать Меня?
Чтобы дать Иову представление о величии Своей мощи, Бог показывает ему двух животных: бегемота и левиафана, (видимо имеется в виду крокодил). С трепетом слушает Иов Его слова: "Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя..." (40:10).
Здесь, кстати, нет никакого указания на эволюционный процесс (как и в других частях Писания). Я посоветовал бы вам, молодые люди, помнить, в то время, как вы занимаетесь по вашим учебникам и обсуждаете точные науки с друзьями и профессорами, что эволюция — это только теория; гипотеза человека. Она никогда не была доказана и всегда проводила мысль (но не факт), — мысль, которая противоположна Слову Бога. Ваш выбор в конечном счете — не между эволюцией и актом творения; ваш выбор — между верой в то, что говорит Бог, и тем, что кажется человеку.
Да, именно Бог (а не Иов) создал бегемота, это ужасное существо, которое "...ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой" (40:10-14). Бог как бы вопрошает:
Ты, Иов, ты, который так легко осуждал Мое милостивое отношение к тебе, способен ли ты пленить этого бегемота, могущего забрать реку Иордан в пасть свою? Если ты не можешь подчинить себе простую тварь, как смеешь ты претендовать на Создателя? Иов молчит.
Господь продолжает: "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?" Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его?... Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? Можешь ли пронзить кожу его копьем... Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто может устоять пред Моим лицом?" (40:20,21,24-26; 41:2).
Как-то я обсуждал эту главу в присутствии друзей-миссионеров из Африки и отчетливо помню их рассказы о ужасе, охватывающем африканцев при виде крокодила. Слова Бога невозможно опровергнуть: если Иов так боится Его созданий, не следует ли ему еще больше бояться самого Создателя?
Примеры всемогущества Бога достигают цели. Иов переполнен чувствами. Он отвечает: "...Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне" (42:1-4).
Окончательный ответ
Именно этими примерами собственной мудрости и могущества Бога открывает Иову глаза. Иов падает ниц перед своим Создателем, он как никогда, ощущает Его величие: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя..." (42:5).
Обратите внимание, что Господь не рассказывает Иову о разговоре на небесах между Ним и сатаной и не открывает Иову причину его несчастий. Он просто показывает Свое всезнание и всемогущество.
Этого достаточно, чтоб понять, что Бог может испытывать нас страданиями.
Несмотря на горечь и муки, пережитые Иовом, когда он столкнулся с волею Бога. он смог осознать все могущество и всезнание Господа.
Знаете ли вы, как дети хвастаются своими отцами: "Мой отец знает все", "Мой папа может сделать все". Наш Небесный Отец хочет, чтобы мы говорили о Нем с такой же любовью. Говорили Ему. Не потому, что Он нуждается в этом: в конце концов Он все знает и все может сделать. Он хочет этого потому, что это нужно нам. Когда мы восхваляем Бога, мы полностью вверяемся Ему, даже не понимая Его промыслов.
Мы часто говорим нашим детям: "Когда-нибудь ты поймешь".
Именно это Бог только что сказал Иову: Ты когда-нибудь поймешь, Иов. А пока что — доверься Мне.
Конец драмы
После этой убедительной демонстрации Господнего всемогущества и мудрости, Иов только и мог сказать: "...я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42:6). Он испытывает мучительный стыд, когда осознает, в Ком он сомневался и Кого осмеливался вопрошать. А поняв Кто его Бог, что мог сказать Иов кроме: "...я отрекаюсь и раскаиваюсь...". Да, он согрешил во время испытания и Господь склонил его к раскаянию.
А как насчет вас, дорогой читатель? Нуждаетесь ли вы в этом? Допрашивали ли вы Бога, защищая себя? Хотели ли вы, как Иов, "позволить Богу быть Богом" и довериться Ему, не рассуждая? Он ждет вашего возгласа: "Я тоже раскаиваюсь".
Драма заканчивается. Иов встретился с Господом, понял мудрость и силу Его и в раскаянии склонился перед Его милостью.
Здесь начинается эпилог (42:7). Что же происходит с другими людьми во время примирения Иова с Господом? Бог говорит Елифазу: "...горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (42:7).
Возлюбленные, вот слово Самого Господа, призывающее советчиков быть точными в советах. Трое друзей ошиблись: не все страдания — результат греха. И Бог осуждает их за неспособность правильно понять проблему Иова и утешить его словами сочувствия. Им приказано смирить свою гордость и пойти к Иову с жертвами и извинениями, чтобы он помолился за них: "...ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас..." (42:8).
"И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова" (42:9), т.е. возвратил Иова к прежней жизни.
Затем происходит важное событие (42:10) — Иов помолился за своих друзей и Бог освобождает его от плена сатаны, "...и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде". Обратите внимание, что в конечном счете Иов ничего не потерял. Все вернулось к нему в двойном размере.
"Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу" (42:11). Иов устраивает пир, и веселье вновь входит в его дом.
Богатство Иова удвоилось — его стада стали в два раза больше, чем прежде. Бог вновь благословил его десятью детьми: семью сыновьями и тремя дочерьми. И Библия свидетельствует, что не было на всей земле таких прекрасных женщин, как его три дочери — Емима, Кассия и Керенгаппух.
И стал он богаче во всех смыслах этого слова.
Бог дал ему внуков и правнуков до 4-го рода, а большая семья — это великий дар Божий.
И самое главное — Иов обогатился духовно. Вера его окрепла, углубилось знание Бога, душа его обрела новые пределы. Его временная бедность произвела вечные богатства. Я думаю, что теперь мы можем лучше оценить парадоксальные слова Иакова: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение...".
Почему богоугодные страдают?
Вначале Иов ответил на этот вопрос так: "Потому, что Бог неправеден в делах Своих".
Друзья стали убеждать Иова, что Господь наказывает его за лицемерие, но и Иов и его друзья были неправы. И Елиуй, советчик, посланный Богом, объяснил им, что Бог милостив в Своих намерениях и действиях.
А Господь ждал, пока эти люди обсуждали Его — Его намерения, Его действия, Его пути.
А потом Он сказал, что Он Тот, Кто Он есть, и что нужно просто довериться Ему — этого достаточно.
Как видеть Бога сквозь слезы?
Эти слова Господа раскрывают нам одну из сторон вечности, но остается еще один вопрос: "Как увидеть Бога, когда глаза полны слез?" Иов сформулировал вопрос так: "О если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!" (23:3).
Ответ прост, и этот ответ — Книга! У Иова не было Писания, которое есть у нас. Поэтому, атакованный сатаной, он не мог обратиться к Библии, как можем сделать мы. Когда жена искушала его, он не мог найти ответа в том Слове, что доступно нам. Когда трое друзей давали ему неправильные советы, он не мог поправить их с помощью Книги, а у нас она всегда под рукой.
Так как же я вижу Бога, когда мои глаза полны слез? Я читаю Слово. Я размышляю над Словом. Я запоминаю Слово. Я вижу моего Господа в Слове. Я нахожу подтверждение Его обещаний в Слове.
Иов не имел записанного Слова от Бога, нам же дано большое преимущество — мы всегда можем читать его. Оно помогло ему, оно поможет и нам.
Но оно поможет вам только в том случае, если вы — христианин. Вы христианин? Если нет, то разрешите помочь вам, ибо, осознаете вы это или нет, именно это вы ищете, именно в Библии вы можете найти Господа Бога Вселенной, веря в то, что апостол Павел писал коринфской церкви: "...что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию..." (1Кор.15,3-4). А как же это прощение грехов может коснуться и меня, спросите вы? Вы получаете его, доверившись Господу Иисусу Христу. Библия говорит об этом в Послании к Римлянам: "...всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим.10:13). Вы выражаете свою веру в Христа как своего Спасителя, называя Его по имени. Дорогой читатель, не медлите и воскликните в сердце вашем: "Господь Иисус, спаси меня!"
Позвали ли вы Христа? Если да, то, как говорит Библия, "ты будешь спасен". Теперь вы — христианин. Вы — дитя Господа в вечности. Вы на истинном пути к небесам. Поверьте этому. Положитесь на Его обещание. Запомните его. И позвольте мне быть первым кто приветствует вас и вводит в семью Бога.
Я доверился Христу как Спасителю в возрасте семи лет, и я уверен, что одно из серьезнейших испытаний в моей жизни началось, когда мне было всего двенадцать лет. Я работал с дедушкой в одной из наших теплиц, держа в руке большой кусок стекла. Вдруг я упал Стекло пронзило мой глаз, и он полностью перестал видеть. Врач думал, что глаз следует удалить, но после долгих молитв и постоянного медицинского наблюдения, мое зрение восстановилось до нормального. Затем, в 1962 году, я заметил, что опять теряю зрение, и после проверки врач сообщил, что на глазу растет катаракта и ее нужно будет удалить.
Будучи пастором, я сотни раз посещал больницу, чтобы молиться за других. Но сейчас я сам нуждался в помощи. Из-за особенностей этой операции мне не дали наркоза и я был в курсе всего происходящего. И пока я чувствовал, как хирурги режут и накладывают швы на мой глаз, два обещания из Слова постоянно звучали у меня в голове — "Бог верен" и "Моей милости достаточно". Я твердил эти два обещания в течение всех двадцати пяти минут на операционном столе. И Бог, как всегда, остался верен.
Через несколько месяцев, из-за осложнений, связанных с давлением в глазу, я должен был возвратиться в больницу еще для одной операции. И вновь два обещания из Писания дали мне силу перенести это испытание.
Но проблемы с давлением не были до конца решены, и я должен был лечь на операционный стол в третий раз. На сей раз врачи использовали в качестве обезболевающего средства только глазные капли. Я слышал, как кто-то сказал: "Вот дыра — это черное место. Я бы поместил иглу с этой стороны". Но душа моя оставалась спокойной. Еще и еще говорил я про себя: "Бог верен!" и "Моей милости достаточно". И в третий раз эти утешающие слова поддержали меня. Вновь Бог показал, что Его милости довольно. Я не знаю по сей день, почему Господь позволил всему этому произойти. Но как и в случае с Иовом, Он и Его милость стали мне еще дороже. Я благодарю Его.
Почему богоугодные страдают? Как и в истории Иова, Бог может не давать ответы на все вопросы. Но ослепительно ясна одна чудесная истина: Господь Бог Всемогущий — правит, ничто не проходит мимо Него. Поэтому мы можем доверяться Ему во всем. Он — Господь, этого достаточно.
|
Олден Ганнет Как видеть Бога сквозь слезы Размышления над Книгой Иова
|
---|